Самарское художественное училище

Самарское
художественное
училище

главное меню

8 (846) 333-41-59
hud_uch@mail.ru
Самара, ​Комсомольская, 4а

государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
Самарское художественное училище
имени К.С. Петрова-Водкина

8 (846) 333-41-59
poo_huduch_su@samara.edu.ru

Самара, ​Комсомольская, 4а

Музей "Пространство Эвклида"

Аннотация

 В 2023 году Самарское художественное училище им. К.С. Петрова-Водкина будет отмечать 50 лет со дня своего основания, взрастив (подготовив) за этот период более двух тысяч дипломированных специалистов. Юбилей- всегда праздник, поскольку он не только подводит итоги, но и раскрывает возможности развития и восхождения к новым вершинам в искусстве. 

Художественное образование в Самаре начало развиваться с 90-х годов ХlХ века. Выпускник Петербургской Академии художеств, ученик знаменитого педагога П. Чистякова,  “императорский художник первой степени” Федор Емельянович Буров открыл на собственные средства “Классы живописи и рисования” для неимущих детей, где обучались в том числе и Г. Подбельский и К. Петров-Водкин. В 1918 году при Самарском Пролеткульте был организован отдел ИЗО с живописными, рисовальными и скульптурными студиями. Студийцы занимались устройством праздников, оформлением клубов и общественных организаций, выполняли декоративно-художественное убранство города. В 1921 году в Самаре открыли ВХУТЕМАС, а в 1924- художественно-педагогический техникум, который просуществовал до 1930 годов.

В начале 1960-х годов в городе работала только одна художественная школа, созданная Г.Е. Зингером, бывшим военным (морским) офицером, страстным любителем искусства. Во многом благодаря его усилиям, в 1973 году в Самаре было открыто Художественное училище, и он стал его первым директором. На два отделения- живописно-педагогическое и декоративно-оформительское поступили 45 человек. Преподаватели- члены Союза художников В. Сушко, В. Кныжов, Е. Березин, В. Герасимов, Ю. Филиппов, творчество которых было хорошо известно самарским любителям искусства.

В настоящее время училище готовит специалистов в области дизайна, станковой и театрально-декорационной живописи. 

В преддверии юбилейного года было принято решение о создании в Самарском художественном училище им. К.С. Петрова-Водкина музея “Пространство Эвклида”.

Разделы экспозиции посвящены советскому живописцу, графику, теоретику искусства, драматургу, писателю, педагогу, заслуженному деятелю искусств РСФСР (1930) Кузьме Сергеевичу Петрову-Водкину, связанного началом творческого пути с Самарой, а также истории училища со времени основания в 1973 году, составной частью которых являются выставки творческих работ студентов и преподавателей разных лет на выставочных площадях училища. 

Учитывая большое влияние творчества выдающегося деятеля русской культуры на развитие традиций художественного образования в 2004 году училищу было присвоено имя К.С. Петрова-Водкина.

  Цели музея:

 Музей организуется с целью популяризации среди обучающихся, преподавателей и родительской общественности творчества К.С. Петрова-Водкина а также формирования интереса к отечественной истории и истории училища, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развития коммуникативных компетенций и навыков исследовательской работы учащихся, cоздания условий для творческой и интеллектуальной самореализации, духовного обогащения, культурного развития обучающихся в училище.

Задачи музея:

      

  • Воспитать у обучающихся понятия «патриотизм, «любовь к родине и семье»;
  • Воспитать уважительное отношение к истории страны, своей малой Родине;
  • Содействовать развитию творческого и интеллектуального потенциала обучающихся, формированию их нравственно-мировоззренческих позиций через обращение к произведениям К.С. Петрова-Водкина и истории училища;
  • Выявить одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность;
  • Поднять интерес учащихся к деятельности музея;
  • Способствовать воспитанию культуры и художественного вкуса обучающихся, развитию навыков выступления перед аудиторией;
  • Способствовать реализации творческих возможностей и развитию лучших традиций художественного творчества талантливых детей и подростков;
  • Создать условия для творческой самореализации обучающихся и педагогических работников;
  • Выявить и распространить передовой опыт в области музейной педагогики;
  • Сохранить и поддерживать традиции образовательного учреждения;
  • Совершенствовать     образовательный     процесс     средствами     дополнительного образования;
  • Пополнить музейный фонд.

О музее

Основными направлениями деятельности музея являются:

– научно-исследовательское направление (проведение собственных исследований и привлечение к исследованиям обучающихся, пополнение фонда музея, изучение собранного материала и обеспечение его учета и хранения, оформление экспозиций и выставок);

– просветительское направление (проведение экскурсий, классных часов для обучающихся и преподавателей, выпускников и гостей училища, оказание содействия преподавателям в использовании музейных экспонатов в образовательном процессе);

– коммуникативное направление (налаживание переписки и личных контактов с интересными людьми, ветеранами, преподавателями, выпускниками и т.д.);

– учебно-методическое направление (создание фонда аудиовизуальных средств, текстов лекций, методических разработок классных часов, видеофильмов и т.д.; оформление нормативно-правовой документации и внутримузейной документации);

– виртуальное направление (оформление результатов исследований в презентациях электронного вида, создание электронной базы данных музея).

 

 

Краткая характеристика основного и вспомогательного фонда музея

 

Основной фонд музея насчитывает 57 единиц хранения, научно-вспомогательный фонд 10 единиц хранения. Музей создан в 2022 году, но материалы музейных экспозиций собирались на протяжении многих лет преподавателями, студентами, выпускниками училища и хранились в методическом фонде училища и личных коллекциях. Интерес представляют решение об открытии училища в апреле 1973 года, чернильница 1930-х годов завод Красный фарфорист, карандаши чернографитовые фабрики им. Красина, фотографии преподавателей, выпускников училища, первые наградные кубки и вымпел, историко-бытовые предметы 60-70 годов.

Материалы музея соответствуют профилю и его экспозициям.

 

Значимые и ценные экспонаты

 

Наибольшую ценность представляет материалы, связанные с именем  К.С. Петрова-Водкина: оригинальное издание биографической книги К.С. Петрова-Водкина “Пространство Эвклида” 1932 года с рисунками автора, коллекционная медаль из бронзы с изображением портрета К.С. Петрова-Водкина и коллажа сцен его живописных работ на оборотной стороне, оригинальный выпуск газеты “Правда” от 20 июня 1973 года (год основания Куйбышевского художественного училища).